Подсистемы геометрического моделирования «Кривошипно-шатунный механизм» и «Механизм газораспределения» САПР «ДВС»
Подсистемы геометрического моделирования «Кривошипно-шатунный механизм» и «Механизм газораспределения», реализованные на базе системы трехмерного моделирования T-flex CAD, входят в состав системы автоматизированного проектирования ДВС (САПР «ДВС») и предназначены для принятия компоновочных решений по поршневому двигателю внутреннего сгорания и формирования параметрических двух- и трехмерных моделей его деталей и механизмов.
По результатам работы в подсистемах формируются:
- чертежи деталей и механизмов ДВС;
- трехмерные параметрические модели деталей и механизмов ДВС;
- анимационные ролики, визуализирующие работу ДВС.
Модели, полученные в подсистемах геометрического моделирования «Кривошипно-шатунный механизм» (КШМ) и «Механизм газораспределения» (МГР), могут быть использованы многоаспектно:
- для определения массово-геометрических параметров деталей и механизмов ДВС (масса, площадь боковой поверхности, длина двигателя и т.д.), которые в дальнейшем могут применяться при расчете динамики КШМ, структурного шума;
- для оценки корректности работы элемента при функционировании ДВС на основе анимации его конструкции, а также рассмотрения его с различных точек зрения или характерных разрезов;
- для формирования конечно-элементных моделей, на базе которых при инженерном анализе определяются колебательные характеристики ДВС.
Состав и структура подсистем моделирования «КШМ» и «МГР»
Подсистемы моделирования «КШМ» и «МГР» включают в себя 3 типа элементов:
1-й тип – монитор подсистемы, который выполняет функции создания и редактирования проектных решений, вызова проектных и обслуживающих процедур.
2-й тип – проектные процедуры, к ним относятся процедуры общей компоновки механизмов, конструктивной проработка отдельных узлов и деталей.
Процедура компоновки механизма предназначена для задания основных компоновочных параметров двигателя (рис. 1) и проработки конструкции механизма. Результатом работы данной процедуры являются трехмерные модели (рис. 2 и рис. 3) и чертежи отдельных деталей и всего механизма в сборе.
Процедура доработки отдельных узлов и деталей предназначена для более детальной проработки элементов конструкции деталей двигателя. Полученные данные могут в дальнейшем использоваться для динамического и прочностного расчетов двигателя.
При работе всех процедур используются параметрические модели деталей и механизмов двигателя.
3-й тип – обслуживающие процедуры, которые предназначены для формирования, сохранения и печати результатов проектирования, получения справочной информации по работе с подсистемами.

Рис. 1. Параметрическая схема поршневой группы

Рис. 2. Трехмерные модели блока-картера: а - ДВС линейной компоновки; б - ДВС V-образной компоновки

Рис. 3. Трехмерная модель дизеля
Контактная информация
Разработчики: д.т.н., проф. Шатров Михаил Георгиевич,
к.т.н. Яковенко Андрей Леонидович.
8(499)1550361, dvs@madi.ru – Шатров М.Г.
8(499)1550881, iakovenko_home@mail.ru – Яковенко А.Л.