Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения (НИР шифр «Инспектор-Д»)
НИР «Проведение поисковых и экспериментальных исследований по разработке опережающих технических решений и технологий мирового уровня для проектирования и оптимизации топливных систем с электронно-управляемым впрыскиванием топлива и давлениями до 300…400 МПа для модернизации базовых образцов средне- и высокооборотных дизельных двигателей и создания перспективных дизельных двигателей» (Шифр «Инспектор-Д»)
Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы по подпрограмме «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения».
Государственный контракт с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации от 22.02.2012 г. № 12411.1370300.05.002.
Сроки выполнения работы: с 22.02.2012 г. по 10.08.2014 г.
Финансирование: 79 000 000 руб.
Руководитель темы: Зав. каф. "Теплотехника и автотракторные двигатели" д.т.н., проф. М.Г. Шатров.
Основные исполнители: д.т.н., проф. Л.Н. Голубков, к.т.н., доцент А.Ю. Дунин, к.т.н., с.н.с. В.И. Мальчук, к.т.н., доцент А.Л. Яковенко, к.т.н., доцент, В.В.Синявский, магистр П.В. Душкин.
Основные результаты, достигнутые при выполнении НИР
-
Разработаны математические модели гидродинамических, механических, электрических, тепловых и других сопряженных процессов, характерных для быстропротекающего процесса подачи и впрыскивания топлива с давлениями до 300-400 МПа в топливных системах аккумуляторного типа и непосредственного действия с электронным управлением. Основные особенности разработанных моделей:
- введен расчет многократного образования и ликвидации газовой фазы;
- предложены быстродействующие и физически адекватные формулы расчета гидравлического сопротивления трубопроводов в условиях нестационарного течения под действием сверхвысоких давлений подачи;
- формула утечек в прецизионных сопряжениях отличается от известных корректным выводом для случая высоких давлений, как по одну, так и по другую сторону от щелевого уплотнения, универсальностью, учетом зависимости вязкости топлива от давления, аналогичны новые соотношения для расчета демпфирующей силы для движения подвижных элементов со стороны гидродинамического трения в малом зазоре прецизионных пар;
- предложена полуэмпирическая методика расчета гидравлической разгруженности электроуправляемого клапана при высоких давлениях подачи топлива;
- разработаны методики расчета кинематики кулачковых механизмов с современными рабочими профилями переменной кривизны, приведенные выражения позволяют рассчитать ход, скорость толкателя, момент и контактное напряжение на кулачках;
- применение разработанных моделей позволяет рассчитывать процессы и оптимизировать топливоподающую аппаратуру для подачи топлива под давлениями до 350…400 МПа.
- Получены результаты поисковых расчетно-оптимизационных сравнительных исследований с использованием созданных инновационных методик, направленных на формирование предложений по разработке опережающих технических решений в области топливных систем с давлением впрыскивания до 300…400 МПа для малотоксичных энергоэффективных дизельных двигателей:
- Разработана конструкторская документация для изготовления топливных систем с микропроцессорным управлением с передовыми техническими решениями для перспективных дизельных двигателей в мощностном диапазоне 400 … 7500 кВт (рис. 1).
- Изготовлены экспериментальные образцы топливной системы с электронным управлением, давлением впрыскивания до 350-400 МПа и возможностью управления характеристикой впрыскивания.
- Изготовлены и введены в эксплуатацию испытательный топливный безмоторный стенд Б01.00.00.000 и инструментальные средства для испытаний топливоподающей аппаратуры с электронным управлением непосредственного действия и аккумуляторного типа.
- На безмоторном стенде Б01.00.00.000 проведены испытания экспериментальных образцов топливной системы, подтверждающие впрыскивания топлива под давлением до 350-400 МПа, возможность управления характеристикой впрыскивания, углом опережения, давлением впрыскивания и осуществление многоразового впрыскивания (рис. 2).
Рис. 1. Экспериментальная топливная система И300.00.000 для перспективных дизелей в мощностном диапазоне 400 … 7500 кВт:
1 – топливный насос высокого давления; 2 – форсунка; 3 … 6 – аккумуляторы; 7 – разветвлитель; 8 … 18 – трубопроводы высокого давления; 19 – штуцер соединительный; 20 – аварийный клапан; 21 – датчик давления
![]() |
|
![]() |
![]() |
Рис. 2. Испытательный топливный безмоторный стенд Б01.00.00.000:
1 – станина; 2 – защитный кожух; 3 – электродвигатель; 4 – муфта; 5 – топливный бак; 6 – монтажный щиток; 7, 11 – автоматы; 8 – преобразователь с переменного тока напряжением 380 В в постоянный напряжением 24 В; 9 – преобразователь с постоянного тока напряжением 24 В в постоянный напряжением 12 В; 10 – магнитный пускатель; 12 – регулятор частоты вращения; 13 – аварийный выключатель; 14 – опора электродвигателя; 15 – фильтр тонкой очистки топлива; 16 – подкачивающий насос; 17 – регулятор давления; 18, 19, 20 – крепеж электродвигателя к станине
- Изготовлен и введен в эксплуатацию моторный испытательный стенд М01.00.00.000. Особенности стенда – применение универсального картера с возможность внесения конструктивных изменений в соответствии с особенностями современных и перспективных (только разрабатываемых) дизельных двигателей, обеспечении избыточного давления наддува до 0,5 МПа в соответствии с существующими мировыми тенденциями. Для подачи топлива к форсунке моторного стенда М01.00.00.000 используется стенд Б01.00.00.000, что позволяет без внесения конструктивных изменений в экспериментальный образец проектируемого двигателя исследовать влияние конструктивных параметров топливной системы на его рабочий процесс.
- На стенде М01.00.00.000 проведены моторные испытания экспериментального образца топливной системы в условиях ее работы на средне (частота вращения коленчатого вала двигателя n = 1000 мин-1) и высокооборотных (величина n = 1500 мин-1) дизельных двигателях. Оформлены протоколы и акты проведения испытаний. Показано:
- повышение давления в аккумуляторе топливной системы до 300 МПа в безнаддувных дизелях приводит к резкому увеличению выбросов оксидов азота NOx (до 3000...3500 млн-1);
- применение наддува (избыточное давление от 50 до 145 кПа) существенно (в 4...5,3 раза) снижает выбросы NOx;
- незначительные выбросы сажи на исследованных режимах при избыточном давлении наддува выше 100 кПа позволяют предположить о целесообразности использования рециркуляции отработавших газов в сочетании с повышенными давлениями впрыскивания до 300 МПа и целесообразным уровнем давления наддува.
- По результатам безмоторных и моторных испытаний изготовлены доработанные экспериментальные образцы топливной системы с электронным управлением, давлением впрыскивания до 350…400 МПа и возможностью управления характеристикой впрыскивания И300.00.002 (рис. 3). В топливной системе И300.00.002 изменена конструкция форсунки и разветвителя, обеспечивающие надежную и стабильную подачу топлива при давлении до 300 МПа, доработаны аккумуляторы для исключения возможности утечек через их штуцеры при длительной эксплуатации с давлениями более 300 МПа.
Рис. 3. Экспериментальная топливная система И300.00.002 для перспективных дизелей в мощностном диапазоне 400 … 7500 кВт:
1 – топливный насос высокого давления; 2 – форсунка; 3 – аккумулятор; 4 – разветвлитель; 5 – трубопровод форсунка-аккумулятор; 6 – трубопровод форсунка-аккумулятор; 7 – трубопровод форсунка-аккумулятор; 8 – трубопровод аккумулятор-аккумулятор; 9 – трубопровод аккумулятор-штуцер; 10 – трубопровод разветвитель-штуцер; 11 – трубопровод разветвитель-штуцер; 12 – трубопровод насос-разветвитель; 13 – трубопровод насос-разветвитель; 14 – трубопровод секция-секция; 15 – штуцер соединительный; 16 – пластина прижимная на два штуцера; 17 – пластина прижимная на один штуцер; 18 – стремянка; 19 – пластина прижимная на два штуцера глухая; 20 – заглушка штуцера; 21 – датчик давления
- Разработаны рекомендации по внедрению в производство разработанных топливных систем с электронным управлением, предназначенных для создаваемых и перспективных семейств средне- и высокооборотных дизельных двигателей.
- Разработаны 4 технологии:
- проектирования топливоподающей аппаратуры непосредственного действия с электронным управлением;
- проектирования топливных насосов высокого давления аккумуляторных топливных систем с электронным управлением;
- проектирования быстродействующего электромагнитного привода клапанов топливных систем дизелей с электронным управлением на основе оптимизации нестационарных гидроднамических, электрических и магнитных процессов;
- проектирования привода насосной секции топливного насоса высокого давления аккумуляторной системы типа Common Rail.
- В Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам поданы 2 заявки о выдаче патентов на полезные модели, 1 – на изобретение и 2 на регистрацию программы для ЭВМ:
- Заявки № 2013152358 (изобретение) и № 2013152359 (полезная модель) сделаны на "Топливный насос высокого давления аккумуляторной системы двигателя внутреннего сгорания" и направлены на повышение надежности и ресурса современных высоконагруженных топливных насосов высокого давления аккумуляторных топливных систем.
- Заявка № 2013152357 (полезная модель) "Распылитель форсунки двигателя внутреннего сгорания" содержит техническое решение по повышению прочности корпуса распылителя форсунки при впрыскивании топлива в камеру сгорания дизеля под давлением свыше 300 МПа.
- Программа для расчета топливоподачи системами с клапанным управлением (Инспектор-Д1) и программа для расчета подачи топлива ТНВД Common Rail (Инспектор-Д2). Разработанные программы Инспектор-Д1 и Инспектор-Д2 предназначены для исследований и оптимизации топливных систем непосредственного действия и аккумуляторного типа с электронным клапанным управлением с подачей топлива с давлениями до 400 МПа для перспективных малотоксичных высокооборотных и среднеоборотных дизельных двигателей. Они описывают все актуальные гидромеханические, тепловые, и иные физические процессы в приводе насоса высокого давления, в кулачковом приводе плунжеров, в управляющих клапанах, электроприводах клапанов, динамические явления в трубопроводах и др.