ИОК ДВС версии 2.0

AVL

ХНПЛ "ДВС"

Хозрасчетная научно-производственная лаборатория двигателей внутреннего сгорания (ХНПЛ ДВС) была основана в 1996 году на части площадей Проблемной лаборатории транспортных двигателей (ПЛТД).

ХНПЛ ДВС задумывалась как база для освоения сотрудниками нашей кафедры конструкции и рабочих процессов передовых образцов автомобильных двигателей зарубежных производителей, а также получения дополнительных средств для поддержки учебного процесса и научно-исследовательской работы.

Целью начального этапа развития ХНПЛ ДВС являлось создание материально-технической, кадровой и методической базы, позволяющей функционировать лаборатории без государственного финансирования. Это условие выполнялось только в случае, если приведение автомобильных двигателей в работоспособное состояние позволяло окупать производственные расходы. Эффективно построить такую работу можно рассматривая комплексно работу двигателя в составе автомобиля и только сократив номенклатуру осваиваемой продукции. В итоге было принято решение о специализации на работе с автомобилями одной марки – лидера мировой автомобильной промышленности – концерна BMW. В процессе работы лаборатории, помимо изучения конструкции и принципов функционирования этих двигателей и автомобилей, изучались технологии их диагностики и ремонта.

Работа с этими автомобильными двигателями и дилерским диагностическим оборудованием показала существенные различия в подходе к их диагностике и ремонту у нас в стране и за рубежом. Выяснилось, что для эффективной эксплуатации и рационального ремонта требуется разработка соответствующего диагностического оборудования и методик.

В настоящее время сформированы три основные направления работы ХНПЛ ДВС.

1. Производственная деятельность. В лаборатории выполняется ремонт и техническое обслуживание автомобилей марки BMW.

Лаборатория располагает двумя базами – в МАДИ на площадях ПЛТД и на полигоне МАДИ (34 км Ленинградского шоссе).

Исходно хорошее знание теории и конструкции ДВС (базовый кадровый состав лаборатории – выпускники кафедры), накопленный большой практический опыт создают нашей лаборатории серьезное конкурентное преимущество на рынке ремонта и обслуживания автомобилей BMW. Высокая культура производства и индивидуальный подход к посетителям позволили сформировать обширную базу постоянных клиентов, что в свою очередь снизило отрицательное влияние мирового кризиса на нашу производственную программу. Также росту эффективности работы ХНПЛ ДВС способствуют наличие интернет-магазина и ведение форума любителей автомобилей BMW.

2. Научно-исследовательская работа. Данная работа направлена на углубленное изучение процессов, протекающих в современных поршневых двигателях, на основе детального анализа информации, получаемой от штатных и разрабатываемых в лаборатории специальных датчиков.

Это позволило разработать методические основы анализа технического состояния изучаемого объекта (автомобиля и двигателя в его составе) путем углубленной обработки извлеченной информации и анализа полученных результатов.

На этой основе в лаборатории разработан мобильный диагностический комплекс, который используется многоаспектно: как в прикладном плане при диагностике ДВС, так и при углубленном научном исследовании конструкции и процессов двигателя.

Лаборатория активно участвует в научных проектах кафедры. Сегодня создается система сбора и углубленной обработки данных при проведении моторных испытаний двигателей, базирующаяся на точном определении ВМТ и индицировании двигателя. Так как отечественная промышленность не выпускает всех необходимых для проведения моторных испытаний датчиков, в частности датчиков для оперативного индицирования ДВС и, их разработка ведется силами сотрудников лаборатории.

3. Учебная работа. Лаборатория является базой для научно-исследовательского и практического обеспечения учебного процесса студентов направления 141100 "Энергетическое машиностроение" профиля "Двигатели внутреннего сгорания" квалификации бакалавр и магистр, а также инженеров специальности 140501 (ДВС). В ней производится обучение для различных уровней подготовки.

Разборку-сборку двигателя BMW в боксе ЛД-13 выполняют слушатели семинара школьников «Современные автомобильные двигатели» и студенты 1-го курса на лабораторных работах по дисциплине «Введение в специальность» и при проведении учебной практики. Для проведения лабораторных и практических работ был переоборудован бокс ЛД-13, закуплен соответствующий инструмент и технологическая оснастка. В процессе работы студенты знакомятся с устройством двигателя, оборудованием для проведения этих работ и необходимым мерительным инструментом, методиками разборки и сборки.

Студенты старших курсов в ХНПЛ ДВС выполняются лабораторные работы по дисциплинам: «ДВС с электронным управлением и их диагностирование», «Электронные системы ДВС», «Автоматизация диагностирования».

В ХНПЛ ДВС ряд студентов, претендующих на квалификацию бакалавра, инженера и магистра специализирующихся в области диагностики и исследовании ДВС выполняют выпускные работы.