ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Предисловие

 

Предваряя воспоминания профессоров МАДИ Виталия Францевича Водейко и Алексея Сергеевича Хачияна о творческих поисках советских ученых в области автотракторного двигателестроения, не могу не упомянуть, что в Германии Рудольф Дизель построил первый работающий двигатель в 1897 году. А уже в 1898 году на Путиловском заводе в Петрограде был создан первый в мире бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления с форкамерой, конструкция которого оказалась проще, надежнее и перспективнее немецкой. Еще через год в Балаково (на Волге) вступил в строй завод дизельных моторов. И в том же 1899 году Петроградский механический завод «Людвиг Нобель» развернул массовое производство дизелей.

В первую мировую войну военно-воздушный флот России имел в своем составе тяжелые четырехмоторные бомбардировщики отечественного производства. Ни Англия, ни Франция, ни Германия таких самолетов не имели. Легковые автомобили «Руссо-Балт», одни из лучших в мире на тот период, утирали нос «Рено». Сошедший со стапелей Путиловского завода миноносец «Новик» с турбинными двигателями в 1913 году на первых же ходовых испытаниях превысил мировой рекорд скорости, принадлежавший построенному специально для рекорда английскому катеру.

Воспоминания ветеранов МАДИ В.Ф. Водейко и А.С. Хачияна – это бесхитростный рассказ о работе известных ученых, талантливых специалистов-практиков, организаторов производства дизельных моторов, которые в допотопных условиях советской индустрии умудрялись создавать современные образцы быстроходных дизелей.

Не во всем я с авторами согласен. Но ни единой строкой они не лукавят. Пусть Вы узнаете, что академик Н.Р. Брилинг недолюбливал не менее знаменитого А.А. Липгарта. Ну и что? Чайковский не восторгался Бетховеном, а Станиславский с Немировичем-Данченко вообще не разговаривали друг с другом много лет. Живые люди!

Главное в воспоминаниях В.Ф. Водейко и А.С. Хачияна – это правда. Ненавязчиво, не жалуясь, не возмущаясь, рассказывают они о том, что было, и о тех, кто был. Всё спокойно и просто. Но грамотный специалист, знакомый с условиями работы в опытно-конструкторских и испытательных центрах развитых стран, не может читать эту повесть без мурашек на спине. Для автомобилиста утешение разве только в том, что в радиоэлектронике, космонавтике, станкостроении и металлургии дела идут еще хуже.

К сожалению, мне не часто приходилось общаться с профессорами В.Ф. Водейко и А.С. Хачияном – скромными авторами вузовских учебников и многих изобретений, участниками международных симпозиумов, обаятельными, удивительными людьми высочайшей культуры, богатых знаниями и опытом. Но встречаясь с ними, я всегда невольно вспоминал институт, где и сегодня наши бессребреники ассистенты, доценты и профессора учат уму-разуму своих студентов – мозговую основу будущего России.

И вот что еще. Когда на титульном листе стоят фамилии двух авторов, следует ожидать повествования в стиле «Мы начинали работу над...», «Мы познакомились с членом-корреспондентом Академии наук России Брилингом в начале...» и т. п. Но в предлагаемых воспоминаниях и
В.Ф. Водейко, и А.С. Хачиян ведут рассказ каждый от себя, хотя не одно десятилетие они трудились вместе. Авторы договорились оставить в тексте и те второстепенные эпизоды их жизни, которые не относятся к главной теме – работе в ОКБ Н.Р. Брилинга, но могут быть интересны доброжелательному читателю.

 

В.В. Степаненко,
Заслуженный машиностроитель России