Вместо послесловия (фото и рисунки из архива)
Мы были вынуждены рассказать об истории создания и дальнейшей судьбе ОКБ, руководимого ведущим в стране специалистом, членом-корреспонднтом АН СССР Николаем Романовичем Брилингом, так как в красочных юбилейных альбомах-отчетах НАМИ, появляющихся периодически вот уже на протяжении 45 лет, отсутствует даже упоминание о работах ОКБ, располагавшегося в стенах НАМИ, направленных на создание первых отечественных быстроходных четырёхтактных автомобильных дизелей ДБ. У нас сложилось мнение, что эта тема упорно замалчивается по непонятным причинам. Наши воспоминания являются попыткой прорыва этой «информационной блокады».
Рис. 1. В.Е. Кузнецов и В.Ф. Водейко у испытательного стенда
с одноцилиндровым дизелем ДКЛ (Мытищи, завод №40, февраль 1946 года)
Рис. 2. Поперечный и продольный разрезы двигателя ДБ-43 (Ne=80 л.с. при 3000 мин–1)
Рис. 3. Член-корр. АН СССР Н.Р. Брилинг
Рис. 4. Рядный шестицилиндровый дизель ДБ-64
Рис. 5. Приводной объемный малогабаритный нагнетатель
Рис. 5. Приводной объемный малогабаритный нагнетатель для наддува двигателя ДБ-43
Рис. 6. Опытный малогабаритный нагнетатель на испытательном стенде
Рис. 7. Быстроходный V-образный шестицилиндровый дизель ДБ-67
без турбонаддува (Ne=180 л.с., n=2800 мин–1)
Рис. 8. Поперечный и продольный разрезы дизеля ДБ-67
Рис. 9. В.Е. Кузнецов и А.В. Дормидонтов на прогулке
Рис. 10. Установка для испытания отсека дизеля ОД-5 (S/D=92/108)
с наддувом от постороннего источника
Рис. 11. Сотрудники ОКБ: В.Е. Кузнецов, А.С. Хачиян, В.Ф. Водейко и Б.М. Покорный
Рис. 12. Поперечный разрез дизеля ДКС
с наддувом от двух турбонагнетателей (Ne=330 л.с., n=2800 мин–1)
Рис. 13. Двигатель ДБ-43 с наддувом от приводного объемного нагнетателя
(Ne=100 л.с., n=3000 мин–1) на испытательном стенде