ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

1-е Луканинские чтения

Отчет о проведении

научно-технической конференции
"Луканинские чтения. Пути решения энергоэкологических проблем в автотранспортном комплексе"

4 - 5 февраля 2003 года, г. Москва

 

Работа Луканинских чтений проходила по двум секциям:

  • секция “Двигатели внутреннего сгорания” (председатель секции – канд. техн. наук, проф. М.Г. Шатров);
  • секция «Экологические проблемы в АТК» (председатель -  д-р техн. наук, проф. Трофименко Ю.В.).

 

Во время работы конференции были заслушано и обсуждено более 80 докладов и сообщений ученых и специалистов России, Германии, Украины, Белоруссии, Литвы.

В докладах отмечалось, что актуальность энергоэкологических проблем автотранспортного комплекса постоянно возрастает.

Основными задачами научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, в том числе связанных с развитием автомобилизации, а также природными процессами и явлениями.

В числе приоритетных энергоэкологических научных исследований в автомобильной промышленности: использование альтернативных видов топлива (природный газ, биотопливо, спирты, водород); разработка математических моделей физико-химических процессов сгорания топлива и преобразования энергии; создание топливных элементов и комбинированных энергетических установок; разработка ДВС с регулируемыми рабочим объемом и степенью сжатия; внедрение алгоритмов отбора мощности, обеспечивающих минимальные затраты энергии на передвижение и высокую проходимость, а также создание бортовых систем диагностики и контроля, интегрированных (интеллектуальных) систем дорожной и экологической безопасности.

Повышению экологической безопасности автотранспортных средств (АТС) должна способствовать принятая Правительством РФ концепция повышения экологических характеристик выпускаемых автомобилей путем установки сроков введения в России перспективных норм ЕЭК ООН (ЕВРО-2,3,4), решения вопросов законодательного, организационного и технологического обеспечения процедуры вторичного использования материалов и конструкций в период полного жизненного цикла АТС, а также создание межведомственной системы мониторинга соответствия автомобильной техники техническому уровню по экологии, безопасности, надежности и другим потребительским свойствам на базе организации независимой системы испытаний в условиях реальной эксплуатации.

Рядом организаций (НИИАТ, МАДИ, НАМИ и др.) по заданию Правительства РФ разработан проект федеральной целевой программы "Повышение экологической безопасности автомобильного транспорта", в котором предусмотрен комплекс мер по формированию и реализации экологически ориентированной транспортной политики государства, совершенствованию нормативно-методической, правовой и других основ этой деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве. Необходимо скорейшее принятие этого документа к реализации.

В области энергоэкологического образования и просвещения имеются определенные положительные сдвиги. Получил признание и широкое распространение в России и за рубежом компьютерный учебник по двигателям внутреннего сгорания, разработанный в МАДИ (ГТУ) под руководством член-корреспондента РАН, д.т.н., проф. В.Н.Луканина, и отмеченный премией Правительства РФ в области науки и техники в 1999 году.

Необходимо развитие системы подготовки и переподготовки в области экологии руководящих работников сфер производства, экономики и управления в АТК, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов, занимающихся решением вопросов обеспечения экологической безопасности и экономии топливно-энергетических ресурсов в АТК.

Конференция отмечает значение научного наследия член-корреспондента РАН, д.т.н., профессора В.Н.Луканина в создании новых научных направлений повышения энергетической эффективности и экологической безопасности автотранспортного комплекса России, совершенствования подготовки специалистов. Создана научная школа, подготовлено более 10 докторов и 70 кандидатов наук. Многие научные идеи В.Н.Луканина не теряют актуальности, и будут развиваться учениками и последователями. Будучи ректором МАДИ (ГТУ) он много сделал для развития автомобильно-дорожного образования в России, в других странах.

Конференция отмечает высокий научно-технический уровень сделанных докладов и сообщений и считает, что "Луканинские чтения" являются эффективной формой проведения обмена мнениями специалистов разного профиля, научных дискуссий по актуальным проблемам повышения эффективности силовых установок, экологической безопасности и снижения потребления природных ресурсов автотранспортным комплексом, т.е. в тех областях, где научный вклад В.Н.Луканина является наиболее значительным и неоспоримым.

Итогом плодотворного международного сотрудничества является совместный научный труд ученых автодорожников МАДИ и Федерального института дорожного дела Германии "Автомобильные дороги: безопасность, экологические проблемы, экономика. Российско-германский опыт" под редакцией В.Н.Луканина и К.Х.Ленца, вышедший одновременно в Германии и России на немецком и русском языках. Требуют развития и совершенствования теоретические подходы и методы описания свойств дорожной сети, приведенной к ней транспортных потоков и связанные с этим выбросы отработавших газов, транспортный шум, безопасность дорожного движения. Учитывая возрастающую опасность дорожного движения в России, истощение генофонда человека в результате дорожно-транспортных происшествий следует считать одной из ключевых экологических проблем АТК, которую следует рассматривать в рамках Луканинских чтений.

Конференция предлагает Государственной службе дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодор), ГИБДД МВД РФ, УМО Минобразования РФ по автомобильно-дорожному образованию использовать приведенный в монографии опыт и рекомендации в практической деятельности Росавтодора, ГИБДД, совершенствовании подготовки специалистов.

В резолюции, принятой участниками конференции отмечается,  пожелание создать рабочую группу для поиска рациональных форм более тесного сотрудничества ученых и специалистов с целью возрождения отечественного двигателестроения.

Конференция считает целесообразным проводить "Луканинские чтения" регулярно - один раз в два года.


Ознакомиться с тезисами докладов (оглавлением).