ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

2006-07-27 Юбилей - Морозов К.А.

Коллектив кафедры "Теплотехника и автотракторные двигатели" и проблемной лаборатории транспортных двигателей МАДИ сердечно поздравляет Константина Андреевича Морозова с восьмидесятилетием.


Жизнь Константина Андреевича в полной мере отражает все важные ве-хи истории нашей страны, в которую он внес свой заметный вклад. А сделано было не мало.

15 летним школьником он встретил начало войны в Москве и все тяжелое время оставался в ней, делая все, что мог для защиты города. В 1943 г. он экстерном сдал экзамены за десять классов и поступил в МАМИ, который с отличием окончил и был рекомендован для обучения в аспирантуре. Экспери-ментальную часть кандидатской диссертации он выполнял в Автомобильной лаборатории АН СССР. Ему посчастливилось иметь руководителями двух замечательных ученых: академика Е.А. Чудакова и проф. В.И. Сороко-Новицкого. Следует сказать, что, несмотря на прошедшее с тех пор время результаты этой работы не потеряли своего значения т.к. в работе были решены, по крайней мере, три важные задачи: по идеи В.И. Сороко-Новицкого расчетом исследовано изменение КПД цикла в зависимости от времени ввода теплоты в цикл; выполнен расчет рабочего цикла двигателя с учетом диссоциа-ции продуктов сгорания, и проведен комплекс исследований особенностей рабочих процессов двигателя с большим обеднением смеси и высокими степенями сжатия. Это, а также участие в испытаниях двигателя с золотнико-вым газораспределением типа "Аспин" на базе двигателя ГАЗ М-20 "Победа", определили его дальнейшие научные интересы и он всю свою творческую жизнь посвятил исследованию и совершенствованию рабочих процессов двигателей с искровым зажиганием.

После защиты кандидатской диссертации, несмотря на желание Е.А.Чудакова оставить его в своей лаборатории, Министерство направило Константина Андреевича на работу в старейший в Европе Львовский политех-нический институт. В ЛПИ на кафедре ДВС он читал лекции по теории двига-телей и системам питания, руководил модернизацией лаборатории. Одновре-менно по совместительству работал на ЛАЗ, где по его предложению была спроектирована и внедрена в производство система вентиляции и охлаждения моторного отсека.

В 1956 г. Константин Андреевич получил звание доцента и в1957г. вернулся в Москву, то был принят на должность ст. научного сотрудника в Институт двигателей АН СССР. Одновременно он работал в ВЗМИ на кафедре проф. В.П. Калабина.

В отделе К.И. Генкина в 1957-1961г.г. на Константина Андреевича были возложены обязанности ответственного исполнителя работ по созданию дизель-генератора 11ГД100 на базе тепловозного дизеля 2Д100 мощностью 2000 л.с. по постановлению СМ СССР. Для этого в Текстильщиках "с нуля" была создана уникальная лаборатория. Совместно с Харьковским заводом им. Малышева при участии Морозова К.А. был создан одноцилиндровый отсек дизеля 2Д100, на котором были выполнены основные разработки системы питания сжатым газом и форкамерного зажигания бедных смесей. По его инициативе для отсека была радикально изменена конструкция клапана подачи газа, которая затем была использована и на полноразмерном двигате-ле. Эта работа была завершена под руководством К.И. Генкина во ВНИИгазе и высокоэффективный двухтактный двигатель 11ГД100 поставлен на производ-ство в Харькове с 1963 г. В этих работах проявились не только высокая квалификация исследователя, но и способности организатора работ, что отмечалось Б.С.Стечкиным и К. И.Генкиным.

В 1961 г. в связи с расформированием Института двигателей АН СССР Кон-стантин Андреевич перешел в МАДИ сначала по совместительству, а с 1962 г. доцентом кафедры двигателей и зам. заведующего ПЛТД. Это был период становления и наиболее активной работы ПЛТД. По его предложению была реорганизована структура ПЛТД. Одновременно с Ю.Б. Свиридовым он работал над оптимизацией предложенного им процесса ФЗВР. В процессе этой работы Вами впервые были сформулированы принципы рационального расслоения смеси в ДсИЗ, которые опубликованы в трудах ЦНИТА. Многие годы К.А. Морозов руководил на кафедре исследованиями в области процессов двигате-лей с искровым зажиганием и хоздоговорными работами с АЗЛК, ГАЗ и ЗМЗ. В ПЛТД под его руководством были выполнены три цикла исследований - наддува бензиновых двигателей, смесеобразования при карбюрации и впрыскивании бензина, особенностей рабочих процессов современных высокооборотных ДсИЗ и, в частности, разработан оригинальный метод определения структуры бензо-воздушной смеси. Результаты этих исследований послужили основой 14 кандидатских диссертаций успешно защищенных аспирантами Константина Андреевича, и еще 4-х диссертаций, где он был соруководителем. Результаты этих работ выдвинули его в число ведущих специалистов страны в области бензиновых двигателей.

Многие годы К.А. Морозов был членом НТС Минавтопрома и по поручению ректората МАДИ неоднократно выступал в качестве официального оппонента при рассмотрении различных проектов. В эти же годы он дважды работал председателем Государственной комиссии по аттестации двигателей ЗМЗ. С первых дней работы на кафедре Константин Андреевич читает курсы теории рабочих процессов и теплотехники. Совместно с В.Н. Луканиным они поставили курс "Экологические характеристики ДВС". Константином Андреевичем написаны программы, учебники и учебные пособия. Совместно с В.И. Трусо-вым, был поставлен курс "Системы питания ДВС", для него написана програм-ма и учебное пособие. Константин Андреевич Морозов уже давно является ведущим лектором и методистом на кафедре. Его лекции отличает глубокое понимание предмета, умение четко сформулировать мысль и донести матери-ал до слушателей. В 1986 г. ему было присвоено звание профессора. Не один десяток лет он руководит методическими комиссиями на кафедре.

Для чтения лекций и оказания методической помощи Константин Анд-реевич многократно направлялся МАДИ и Министерством на Кубу, в Перу, в Венгрию и во многие вузы СССР.

Морозов К.А. - автор или соавтор 6 учебников, изданных на русском, анг-лийском, испанском, персидском и украинском языках, а так же 3 монографий и более 140 статей. Нельзя не отметить особо его огромный вклад в написание и редактирование двух последних изданий кафедрального учебника.

Многогранная деятельность Константина Андреевича высоко оценена. Он Лауреат премии Правительства РФ, Почетный профессор Ташкентского автомобильно-дорожного института, Почетный работник высшего профессио-нального образования РФ.


Дорогой Константин Андреевич!

Восьмидесятилетие - знаменательная дата. Но, если посмотреть по существу - это только маленькая ступенька, которую нужно переступить, чтобы двигаться дальше, это только повод для того, чтобы еще раз почувствовать доброе отношение к Вам друзей и коллег, это только причина для того, чтобы оглянуться назад, оценить сделанное.

Мы выражаем Вам глубочайшее уважение и рады, что можем общаться с Вами и трудиться в одном коллективе. Желаем Вам и Вашим близким здоро-вья, счастья и благополучия на долгие годы. Дальнейших Вам творческих и научных успехов.