ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Перспективный план работы кафедры

Основная концепция развития кафедры - многоаспектное комплексное использование в зависимости от решаемых задач всех ресурсов кафедры в НИР и учебном процессе.

1. Учебный процесс

1.1. Обеспечение соответствия качества учебного процесса требованиям федерального государственного образовательного стандарта

В основу данной работы положена унификация и модульность однотипных программ по теплотехнике и ДВС. Специфика конкретной специальности учитывается путем изменения глубины детализации изучаемого материала, исключения или включения дополнительных модулей и раскрывается при проведении практических и лабораторных работ. Процесс организуется с учетом последних достижений науки и технологий, а также использованием современных информационных технологий.

1.1.1. Совершенствование учебных планов стандартов 3-го поколения подготовки бакалавров и магистров.

1.1.2. Совершенствование рабочих программ учебных дисциплин стандартов 3-го поколения подготовки бакалавров и магистров.

Согласование последовательности изложения и усложнения материала, исключения дублирования, учета последних достижений науки и технологий.

1.1.3. Совершенствование учебно-методических комплексов дисциплин и специальности ДВС для стандартов 3-го поколения подготовки бакалавров и магистров.

Подготовка дидактических материалов для различных компонентов учебного процесса (лекций, практических и лабораторных работ, проектирования, контроля качества) и различного уровня обучения.

Курсовое проектирование по ДВС:

  • подготовка базы данных вариантов заданий по курсовому проектированию ДВС;
  • Завершение формирования эталонной записки по курсовому проекту по ДВС.

1.1.4. Подготовка к изданию учебников и учебных пособий, методических указаний, иллюстративного материала и журналов.

Дополнение и совершенствование выпущенных учебников и учебных пособий, опубликованных в центральных издательствах.

Публикация в МАДИ оригинальных учебных материалов для специальных курсов.

1.1.5. Повышение качества организационной работы

Организация планирования работы, формирование расписания занятий, подготовка отчетной документации, проведение систематического учета успеваемости студентов.

1.2. Работа по совершенствованию учебного процесса по специальности ДВС

1.2.1. Активизация работы по привлечению абитуриентов для учебы на кафедре.

Проведение экскурсий по кафедре и ПЛТД для школьников в рамках дней открытых дверей, проводимых в МАДИ.

Проведение семинара для школьников.

Разработка рекламных аудиовизуальных материалов для абитуриентов в приемной комиссии.

Размещение демонстрационных материалов для абитуриентов на сайте кафедры.

Работа по профориентации со школами г. Москвы и Московской области.

Работа с учителями средних школ г. Москвы и Московской области.

1.2.2. Разработка мероприятий, направленных на усиление индивидуальной работы со студентами специальности ДВС.

Формирование системы кураторства кафедры над студентам 1 и 2 курсов.

Активизация практической работы студентов в боксах ПЛТД.

1.2.3. Разработка мероприятий по вовлечению студентов в научно-исследовательскую работу.

Привлечение студентов в научно-исследовательскую работу научных групп кафедры.

Организация студенческой научно-исследовательских конференций.

Участие в конкурсах различного уровня на лучшую студенческую работу.

Участие в конкурсах, проводимых различными федеральным и другими органами и организациями, на право получения грантов на научно-исследовательские работы, проводимыми студенческими научными группами.

1.2.4. Уточнение содержания и согласование отдельных компонентов учебного процесса:

между отдельными дисциплинами на кафедре;

с кафедрами, обеспечивающие подготовку студентов специальности ДВС в МАДИ;

с предприятиями отрасли для быстрейшей адаптации выпускников кафедры к процессу производства.

1.2.5. Развитие связей научного и учебного характера с предприятиями отрасли различной формы собственности (ФГУП ГНЦ НАМИ, ОАО «Итэлма», ОАО «Турботехника», ОАО «НЗТА» и др.) и для привлечения абитуриентов и трудоустройства выпускников кафедры.

 

2. Научная работа

2.1. Научно-методическая работа

2.1.1. Развитие компонентов ИОК «ДВС» и ИОК «Теплотехника» (компьютерных лекций, лабораторного практикума, САПР ДВС, системы контроля качества обучения).

2.1.2. Разработка методологии применения современных информационных технологий при обучении дисциплинам, читаемым на кафедре.

2.1.3. Внедрение в учебный процесс компонентов ИОК «ДВС» и ИОК «Теплотехника».

2.1.4. Совершенствование лабораторной и компьютерной базы учебного процесса.

2.2. Научно-исследовательская работа

2.2.1. Всесторонняя инвентаризация научно-исследовательской базы ПЛТД и выделение наиболее актуальных направлений НИР с учетом сложившихся на кафедре традиций, имеющихся опыта, научного задела, возможностей и кадрового потенциала с целью сосредоточения на самых перспективных и важных из них. На основе анализа выбраны следующие направления:

  • двигатели, питаемые природным газом;
  • топливные системы дизелей;
  • виброакустика ДВС;
  • применение альтернативных топлив;
  • использование современных информационных технологий для повышения качества учебного процесса.

Данные направления базируются на экспериментальные исследования и моделировании процессов и конструкции ДВС с использованием 3-D моделирования, современных численных методов (МКЭ и МГЭ), собственных разработках, апробированных отечественных и зарубежных комплексов, обеспечивающих детальное исследование рабочих процессов и конструкции двигателя.

2.2.2. Разработки перспективного плана НИР и ее обеспечения по всем аспектам.

2.2.3. Участие в конкурсах НИР, проводимых различными федеральным и другими органами и организациями.

2.2.4. Выполнение текущих НИР и их реализация по ФЦП Минпромторговли и темам Минобрнауки.

2.2.5. Работа с аспирантурой в плане повышения ее результативности.

2.2.6. Информирование научной общественности о достигнутых результатах НИР (Фиксация результатов НИР в виде методик, программ, патентов, стендов, устройств, компонентов ДВС, монографий, статей, докладов и т.п.).

Издательская деятельность.

  • Написание монографий.
  • Издание сборников трудов кафедры.
  • Написание статей и их публикация в «Вестнике МАДИ» и других журналах в РФ и за рубежом.
  • Участие в работе научных конференций различного уровня в России и за рубежом.

Участие в научных форумах разного уровня (конференциях, круглых столах, собраниях и пр.) в России и за рубежом.

Организации и проведение научно-исследовательской конференции Луканинских чтений;

Участие с докладами в научных конференциях.

Фиксация результатов НИР в Роспатенте и Информрегистре в качестве интеллектуальной собственности в виде заявок на регистрацию:

  • изобретений;
  • полезных моделей;
  • программ для ЭВМ;
  • баз данных;
  • технологий.

 

3. Кадровое обеспечение

3.1. Работа по привлечению к учебной работе новых преподавателей кафедры

3.1.1. Привлечение и подготовка молодых преподавателей из числа магистров и аспирантов для обеспечения преемственности опыта и традиций кафедры.

Включение в учебный процесс магистров и аспирантов в качестве помогающих при проведении лабораторных работ и при подготовке методических материалов.

Селективная работа по подбору из магистров и аспирантов кандидатов в преподаватели кафедры.

3.1.2. Привлечение кадрового и технического потенциала ПЛТД и ХНПЛ ДВС в учебный процесс и НИР.

3.1.3. Привлечение к учебному процессу кадрового и научного потенциала сотрудников учебно-научных центров кафедры в ГНЦ ФГУП НАМИ, ОАО «Турботехника», ОАО «Ителма».

3.2. Разработка системы перспективных дублеров по курсам, читаемым кафедрой и ее ведение

3.2.1. Выделение основных базовых и дисциплин профильной специальности, подлежащих дублированию и определение пар «ведущий преподаватель-дублер».

В первую очередь такими дублерами являются: В.И. Мельников, А.Ю. Дунин, П.В. Сафронов, В.В. Синявский, В.Е. Ерещенко, С.Д. Скороделов, А.Л. Яковенко.

3.2.2. Формирование методических материалов для индивидуальной подготовки соответствующих курсов, базирующихся на УМК дисциплин:

  • Базовые курсы: Теплотехника, ДВС, Транспортная энергетика. Отв. – Председатели соответствующих методических комиссий
  • Специальные курсы. Отв. – Председатель методической комиссии по специальности ДВС доц. В.В. Синявский

3.2.3. Подготовка индивидуальных планов подготовки дублеров и включение данной работы во все индивидуальные планы преподавателей.

3.2.4. Контроль и систематические отчеты на заседании кафедры ведущего преподавателя и его дублера.

3.3. Повышение квалификации преподавателей кафедры  

(Самостоятельное и в организациях)

3.3.1. Повышение квалификации преподавателей на основе перспективного плана в ведущих отечественных и зарубежных вузах, НИИ и организациях, с которыми совместно ведутся научно-исследовательские и научно-методические работы, прежде всего в МГТУ им Н.Э. Баумана, ГНЦ ФГУП НАМИ, AVL (Австрия), FEW (Германия), LMS(Бельгия), Ricardo (Великобритания), ОАО «ЧТЗ УралТрак», ОАО «НЗТА», ОАО» АЗПИ», ОАО «Турботехника».

3.3.2. Обучение работе с инвариантным (пакеты программ программирования, 3D-моделирование, МКЭ, МГЭ) и объектно-ориентированным программным обеспечением, необходимым для использования в учебном процессе и НИР.

3.3.3. Работа над диссертациями преподавателей кафедры, сотрудников ПЛТД и ХНПЛ ДВС

Подготовка кандидатских диссертаций (завершение работы, начатой в аспирантуре): инж. А.В. Александров, инж. И.А. Долгов.

Проведение воспитательной работы, направленной на завершение работы, начатой в аспирантуре, со ст. преп. С.Д. Скороделовым.

Подготовка докторских диссертаций: доц., к.т.н. П.В. Сафронов, доц., к.т.н. А.Ю. Дунин.

Привлечение к данной работе также доц., к.т.н. В.В. Синявского, доц., к.т.н. В.И. Мельникова, к.т.н. И.Г. Шишлова.

Подготовка предложений и плана по инженерному и техническому обеспечению данных работ (пересмотр и консолидация финансовых и материально-технических ресурсов).

3.3.4. Ограничить объем преподавательской нагрузки в связи с достигнутым возрастом с учетом необходимости ввода в штат кафедры молодых преподавателей: начиная с 70 лет – 0.5 штатной ставки, и с 80 – 0.25 штатной ставки. В зависимости от имеющегося объема нагрузки и необходимости ее выполнения, оставшуюся часть нагрузки преподавателя формировать заведующим кафедрой по приказу на год.

 

4. Материально-техническое обеспечение учебных лабораторий и ПЛТД

4.1. Доработать перспективный план комплексного материально-технического оснащения.

4.2. Модернизация помещений ПЛТД в здании университета и на полигоне.

Выполнение косметического ремонта коридора и боксов ПЛТД.

Восстановление систем отопления и вентиляции, освещения в ряде боксов.

Восстановить бокс ЛД-16 для виброакустических исследований.

4.2. Модернизация стендов в боксах ПЛТД в здании университета и на полигоне МАДИ.

4.3. Испытательное оборудование

Дооснащение дополнительным испытательным оборудованием ряда боксов.

Приобретение газоаналитического оборудования.

Приобретение оборудование для индицирования двигателя.

Доработка системы управления и автоматизации испытаний двигателя.

4.4. Объекты испытаний

Приобретение и установка современного ДсИЗ в учебный бокс №3

Дооснащение дополнительными датчиками дизеля ММЗ-245.10 с наддувом в боксе ЛД-1.

Запуск в эксплуатацию дизеля ММЗ-245.7 Е3 с наддувом и аккумуляторной топливной системой в боксе ЛД-1.

4.5. Продолжение формирование класса конструкции (ауд.283), где расположены разрезы двигателей БМВ, Мерседес, Ауди, Судзуки, коллекция поршней и отдельных деталей двигателя, скомпонованная система питания ДсИЗ, включая нейтрализатор отработавших газов.

4.6. Продолжение формирование класса устройства ДВС в 13 боксе, где предусмотрены стенды для квалифицированной разборки и сборки двигателей БМВ, используя опыт ХНПЛ ДВС.

4.7. Мероприятия по обеспечению требований электробезопасности, техники безопасности и охраны труда.

4.8. Мероприятия по сохранности и бережному отношению к материально-техническому обеспечению кафедры и ПЛТД. Обеспечение персональной ответственности за сохранностью помещений и оборудования.

 

5. Вычислительная база кафедры

5.1. Материальное, программное и техническое обеспечение

5.1.1. Помещения

Совершенствование и развитие компьютерных классов №1 (Ауд.290), №2 (Ауд.291), Лаборатории информационных технологий в инженерном образовании (Ауд. 294) (освещение, кондиционирование, безопасность).

Реконструкция лекционной аудитории 283 и оснащение ее современным проекционным оборудованием.

Формирование нового компьютерного класса №3.

5.1.2. Техническое обеспечение

Увеличение количества и повышение качества компьютерного парка в  компьютерных классов, в преподавательских аудиториях, в ПЛТД и ХНПЛ ДВС.

Совершенствование файл-серверов локальной вычислительной сети кафедры и сетевого оборудования.

5.1.3. Программное обеспечение

Приобретение и выполнение обновления:

стандартного программного обеспечения:

  • операционных систем Windows, Windows Server Standart;
  • офисных пакетов Microsoft Office Standart.

инвариантного программного обеспечения:

языков программирования

  • пакета Visual Basic.Net;
  • пакета Visual Studio Express;
  • Microsoft Fortran.

средств 3D-моделирования

  • комплекса программ для T-FLEX CAD/CAM/CAE/PDM фирмы АО «Топ Системы»;
  • пакета «Компас-3D LT» фирма «Аскон».

Освоение специального программного обеспечения:

Пакетов программ фирмы AVL (Австрия):

  • FIRE для моделирования процессов газообмена, формирования рабочей смеси, процесса сгорания и образования токсических веществ в отработавших газов.
  • BOOST для моделирования газообмена и термодинамического цикла ДВС. BOOST может использоваться совместно с FIRE для более детального анализа сложных потоков.
  • EXCITE для определения локальных вибраций и глобальных перемещений всех движущихся частей ДВС, включая физические характеристики подшипников скольжения. EXCITE рассчитывает нелинейную динамику коленчатого вала и поршня для оценки динамических напряжений, вибрации и акустики двигателя.
  • CRUISE для моделирования совместной работы ДВС и транспортного средства.

Комплекса для исследования виброакустики «Пименто» (фирма LMS, Бельгия).

Программных комплексов, разработанных в рамках выполнения Федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы по подпрограмме «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011-2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения».

5.1.4. Вычислительная сеть кафедры

Совершенствование серверной базы локальной сети кафедры

Увеличение количества рабочих мест локальной сети кафедры и скорости обмена информацией до 20.

Увеличение до 10 рабочих мест Интернета в локальной вычислительной сети МАДИ.

5.1.5. Демонстрационные аудио- и видео средства

Установить стационарную видеопроекторную установку в лекционной аудитории 282.

Увеличение количества видеопроекторов для оперативной демонстрации.

5.2. Информационное обеспечение НИР, учебного процесса и организационной работы кафедры

5.2.1. Информационный фонд кафедры

Ведение баз данных по поршневым двигателям:

Системы поиска технической информации «Сокол» и База статей в отечественной и зарубежной прессе по тепловым двигателям, которую ведет ВИНИТИ с 2008 г.

Базы данных публикаций на сервере кафедры по тематике ПДВС:

  • публикаций SAE 1989 - 2008 гг.
  • журнальных статей.

Развитие библиотеки кафедры

ü  Приобретение специализированных книг по проблематике поршневых ДВС.

  • Ведение публикаций по проблематике ДВС в отечественной и зарубежной прессе.
  • Поиск и приобретение сборников трудов организаций и конференций.
  • Приобретение препринтов SAE.

Развитие интернет-технологий работы с информацией о ДВС

  • Формирование методики поиска, обработки и систематизации через Интернет информации о современных ДВС и технологиях.
  • Поиск через Интернет сайтов и информации о современных ДВС.

ü  Активизация поиска и использования информации о ДВС в выпускных квалификационных работах обучающихся на кафедре различного уровня подготовки (бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов).

5.2.2. Ведение и совершенствование сайта кафедры

ü  Совершенствование структуры сайта кафедры.

  • Улучшение информативности сайта о направлениях и актуальности работы, а также достижениях кафедры.
  • Представление информации о событиях на кафедре в фото и медиа виде.
  • Повышение оперативности и систематичности размещения текущей информации на сайте: события, расписание занятий и консультаций.
  • Представление уникальной истории, включая воспоминаний ветеранов и о ветеранах
  • Актуализировать информацию для молодых людей – школьников и потенциальных абитуриентов.

5.2.3. Самостоятельные разработки кафедры

Продолжение самостоятельных разработок кафедры:

Интегрированного обучающего комплекса (ИОК) «ДВС»

  • Циклов компьютерных лекций.

Разработка новых, совершенствование созданных ранее циклов компьютерных лекций с учетом практики их использования, достижений современного двигателестроения, развитие методик их использования, а также достигнутых возможностей новых информационных технологий.

  • Компьютерного практикума лабораторных работ.

Совершенствование созданных лабораторных работ, методик их использования, баз типовых задач, решаемых в лабораторном практикуме.

  • Баз тестов контроля качества обучения различной тематики и разного уровня сложности.

Совершенствования структур и содержания баз тестов различного уровня сложности для контроля качества обучения студентов и переход на новую систему управления ими.

  • САПР ДВС для учебного процесса.

Продолжение разработки:

  • параметрических 2-D и 3-D моделей деталей ПДВС различных компоновок и возможных технических решений для формирования облика проектируемого двигателя;
  • расчетных модулей на языке высокого уровня и с использование MS Excel.
  • Пакетов моделирования процессов и компонентов ДВС.

Продолжение разработки пакетов по следующим направлениям:

  • Рабочий процесс дизеля, газового  и бензинового двигателя.
  • Рабочие процессы в системах питания дизеля и газового двигателей.
  • Структурный шум двигателей от процесса сгорания и механического происхождения.
  • Система охлаждения ДВС.

Интегрированного обучающего комплекса «Теплотехника»

  • Циклов компьютерных лекций.

Совершенствование созданных циклов компьютерных лекций с учетом практики их использования, развитие методик их использования, а также достигнутых возможностей новых информационных технологий.

  • Компьютерного практикума лабораторных работ.

Совершенствование созданных лабораторных работ, методик их использования, баз типовых задач, решаемых в лабораторном практикуме.

  • База тестов контроля качества обучения различной тематики и разного уровня сложности.
  • Совершенствования структур и содержания баз тестов различного уровня сложности для контроля качества обучения студентов и переход на новую систему управления ими.

Иллюстративного лекционного материала (ИЛМ) в Power Point

  • Разработка типовой методики формирования лекционного материала в Power Point.
  • Формирование базы типовых элементов для ИЛМ по теплотехнике, теории и конструкции ДВС.
  • Подготовка типовых ИЛМ по теплотехнике, теории и конструкции ДВС.
  • Подготовка ИЛМ по специальным дисциплинам.

 

Утвержден на заседании кафедры 23 января 2013 г. (протокол № 8).

ul