ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Судьба одной медали - В.Ф. Водейко

 

В далёком 1961 г. после вероломной и преступной ликвидации особого конструкторского бюро в НАМИ и последовавшей вслед за этим кончины его начальника и научного руководителя Чл. Корр. АН СССР Н.Р. Брилинга, некоторые «осколки» бывшего ОКБ были приглашены на работу и нашли пристанище в МАДИ на кафедре «Автотракторные двигатели», руководимой ранее проф. Брилингом Н.Р. В их числе были: к.т.н., проф. А.С. Хачиян, к.т.н., доц. В.Ф. Водейко и, позднее, ст.н.с. В.Е. Кузнецов.

Всех объединила одна цель, помимо учебной, продлить и применить накопленный ОКБ опыт проектирования, исследования и доводки рабочего процесса дизелей, поставленных в то время на производство на новом камском автозаводе. Кстати, в начале 70-ых годов ещё полным темпом продолжалось строительство завода-гиганта и его насыщение станками и оборудованием в непосредственной близости от города-спутника Набережные Челны.

В общих чертах для выпускаемого заводом многоцелевого грузовика был назначен двигатель, разработанный ранее в КБ Ярославского моторного завода под руководством гл. Конструктора Чернышева.

Этот двигатель, впитавший не лучшие черты того времени, требовал законных перспектив на будущее в отношении улучшения мощностных, экономических, включая и экологические, характеристик. Понятно, что для этого требовалось продолжение опытно-конструкторской и исследовательской работы на одноцилиндровой модели двигателя, повторяющей все параметры и конструкцию ответственных узлов и деталей двигателя, ставящегося на серийное, массовое производство.

В связи, в то время, со срочностью и ответственностью работа по проектированию одноцилиндрового отсека, повторяющего геометрические размеры развёрнутого двигателя КамАЗ’а была поручена кафедре «Автотракторные двигатели» МАДИ. В 1970-х г.г. был заключён хозяйственный договор между МАДИ и КамАЗ на выполнение работ по данной теме.

Будучи в то время одним из руководителей студенческого конструкторского бюро, располагавшегося на 5-м этаже здания МАДИ, удалось организовать рабочие места для выполнения работ по заключённому хоздоговору между руководителем завода и МАДИ.

Предметом хоздоговора было проектирование, т.е. выпуск всех рабочей документации на изготовление одноцилиндрового отсека дизеля КамАЗ с размерностью SxD 130х130 (S/D=1), с 2-х клапанной головкой цилиндра, установленного на новом жёстком универсальном картере с механизмом уравновешивания сил и моментов от сил инерции первого и второго порядков.

Для выполнения столь сложной и объёмной работы руководство КамАЗ’а командировало в МАДИ двух инженеров-конструкторов.

Согласно плану проектирования и выпуска чертежей рабочего проекта одноцилиндрового отсека дизеля КамАЗ предстояло выполнить следующие этапы:

  1. Эскизный проект одноцилиндровой опытной установки
  2. Выпустить рабочие чертежи следующих узлов

а. Цилиндра с рубашкой водяного охлаждения и двумя фланцами: внизу – для крепления на универсальном картере и вверху – для крепления головки цилиндра

б. Новой 2-х клапанной головки цилиндра, имеющей приливы для размещения датчиков давления, предназначенных для индицирования двигателя и термометрии.

в. Нового коленчатого вала с ведущей шестернёй и маховиком.

г. Нового сборного кулачкового вала с отдельными впускными и выпускными кулачками, соответствующими муфтами с торцевыми зубьями, служащими для соединения, поворота и подбора оптимальных фаз газораспределения двигателя.

д. Отдельного механизма привода и кулачковому валу, состоящему из корпуса с вертикальным на подшипниках коленчатым валом и 2-х пар конических шестерён.

е. Выпустить контрольно-сборочные чертежи одноцилиндрового отсека двигателя КамАЗ.

Вся работа группы по выпуску рабочей документации одноцилиндрового отсека двигателя КамАЗ легла на плечи 2-х конструкторов, делегированных заводом, и на нас двоих – доцентов – Никитина С.Е. и меня – Водейко В.Ф.

Благодаря интенсивной работе, занявшей более года, была выпущена не только техническая документация на новый опытный одноцилиндровый отсек двигателя КамАЗ, но и изготовлены отливки нового полностью уравновешенного отсека картера одноцилиндрового отсека двигателя. К последней работе удалось привлечь к активному участью один из отделов НАМИ и его руководителя к.т.н. Н.С. Ханина. Только благодаря его энергичной поддержке удалось заказать и изготовить на Заводе Опытных Конструкций НАМИ сложные модели а, затем массивные отливки нижней части – основания нового одноцилиндрового двигателя.

В начале 1974 г. готовые отливки, требующие механической обработки и комплект технической документации, согласно акту, были переданы Заказчику- КамАЗу. Казалось, всё в порядке – вся работа выполнена и проверена, и вот-вот всё должно было начаться изготовление, сборка и, затем, испытания новой одноцилиндровки КамАЗ-МАДИ-НАМИ. Оказалось, что этому не сужден было сбыться, неожиданно свирепый пожар внезапно случился на новом заводе.