ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Методическая комиссия «Двигатели внутреннего сгорания»

Традиции, заложенные основателями кафедры (член-корреспондент АН СССР Н.Р. Брилинг, академик АН СССР Б.С. Стечкин, д.т.н., профессор М.С. Ховах) и развитые их последователями (член-корр. РАН В.Н. Луканин, В, д.т.н., профессоры: И.В. Астахов, А.Н. Воинов, Ю.А. Степанов, В.И. Трусов, В.М. Архангельский, И.В. Алексеев, Г.М. Камфер, В.З. Махов), позволяет коллективу кафедры (8 профессоров, 6 докторов наук, 8 доцентов, 11 кандидатов наук, 1 старший преподаватель. 9 лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники, 3 почетных работника высшего профессионального образования РФ) вести на должном уровне подготовку двигателистов.

Научные работы кафедры охватывают всю проблематику поршневых двигателей: исследование и моделирование рабочих процессов экологически чистых ДВС, применение альтернативных топлив, исследование и моделирование шума и вибрации ДВС, надежность конструкций, САПР ДВС, автоматизация проектирования и исследования ДВС, диагностика и вопросы эксплуатации ДВС.

Подготовка двигателистов базируется на накопленном практически столетнем опыте преподавания теории ДВС отечественного и международного сообщества двигателистов при максимальном его адаптации к многообразию возможностей современных информационных технологий.

С 1999 года кафедра ведет многоуровневую подготовку бакалавров, инженеров и магистров в области поршневых ДВС.

Комиссия осуществляет руководство профессиональной подготовкой по поршневым двигателям внутреннего сгорания (ПДВС) направлений 13.03.03 и 13.04.03 "Энергетическое машиностроение" профиля "Двигатели внутреннего сгорания" квалификации бакалавр и магистр.

Учебно-методический комплекс подготовки двигателистов

Учебно-методический комплекс подготовки двигателистов (специальности) содержит:

  • Рабочие программы В настоящее время кафедрой успешно разработаны учебные планы и рабочие программы дисциплин по государственным стандартам 3-го поколения. Сейчас ведется планомерный поэтапный переход на обучение по этим стандартам.
  • Учебно-научная база кафедры включает Проблемную лабораторию транспортных двигателей, 2 учебных бокса, лабораторию на полигоне МАДИ, боксы хозрасчетной научно-производственной лаборатории кафедры.
  • Вычислительный центр кафедры, включающий Лабораторию информационных технологий, 2 компьютерных класса, терминалы преподавателей, объединенных в интрасеть кафедры.
  • Оснащение кафедры вычислительной техникой позволило студентам активно использовать ее как при выполнении курсовых работ и проектов, так и в их научно-исследовательской работе, а также и при подготовке выпускных квалификационных работ. Все выпускники владеют вычислительной техникой. До 90% выпускных квалификационных работ включают разработку или использование оригинальных алгоритмов и программ, что отмечалось в решениях ГАК.
  • Специализированный класс конструкции ДВС в аудитории 283 с образцами элементов систем питания дизелей и ДсИЗ.
  • Типографские издания:
    • Учебники:
      • «ДВС»: первый том «Теория рабочих процессов", который впервые издан в 1995 году издательством "Высшая школа", переработан и переиздан в 2005, 2007 и 2009 гг.; второй том «Динамика и конструирование", который впервые издан в 1995 году издательством "Высшая школа", переработан и переиздан в 2005, 2007 и 2010 гг.; третий том «Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС", который впервые издан кафедрой в 1995 году издательством "Высшая школа", переработан и переиздан в 2005 и 2007 гг.
      • «Автомобильные двигатели», вышедший в свет в издательстве «Академия» в 2010 г., исправленный, дополненный и переизданный в 2011 году.
    • Учебное пособие «Автомобильные двигатели. Курсовое проектирование», которое впервые вышло в свет в 2011 г. в издательстве «Академия», а в 2012 году исправлено и переиздано.
    • Методические указания: по выполнению лабораторных работ по теории и конструкции ДВС.
    • Иллюстративный материал по теории и конструкции ДВС, по системам питания ДсИЗ и дизелей.
    • Журнал для выполнения лабораторных работ по теории и конструкции ДВС.
  • Дидактические материалы, реализованные с использованием современных информационных технологий, объединены на единой платформе в Интегрированный обучающий комплекс (ИОК) «ДВС» (Состав и содержание комплекса представлены в разделе Результаты работ).

Большое внимание уделяется комиссией подготовке учебных и методических материалов по специальным дисциплинам. Помимо ряда учебников, созданных на кафедре, подготовлено и выпущено большое число монографий, учебных и методических пособий, необходимых при изучении отдельных курсов. Они охватывают вопросы особенностей применяемых топлив, процессов смесеобразования и сгорания в современных двигателях, рабочих процессов в топливоподающих системах дизелей и бензиновых двигателей; токсичности, шуму и вибрации двигателей, микропроцессорного управления рабочими процессами, надежности и диагностирования работы двигателя, методов автоматизации испытаний и планирования экспериментов и др. Это позволяет студентам знакомиться с последними научными достижениями по данным вопросам.

На кафедре сформирована вертикаль многоуровневой системы индивидуальной подготовки: участник семинара школьников, студент, бакалавр, специалист (инженер), магистр, аспирант, кандидат технических наук, доктор технических наук.

Бакалавр по направлению подготовки 13.03.03
«Энергетическое машиностроение»
профиля подготовки «Двигатели внутреннего сгорания»

Бакалавры, выпускаемые кафедрой, ориентированы на дальнейшую работу в области автомобильных и тракторных двигателей.

Бакалавр подготовлен к научно-исследовательскому, проектно-конструкторскому, монтажно-наладочному и сервисно-эксплуатационному видам профессиональной деятельности.

Уровень подготовки бакалавра позволяет выполнять работы по: разработке и конструированию ДВС и их систем с использованием современных технических средств и информационных технологий; анализу научной и технической информации по ДВС; исследованию рабочих процессов ДВС; испытанию и стандартизации ДВС; эксплуатации и ремонту ДВС.

Подготовка бакалавра - это начальная ступень законченного высшего образования, дающего право на самостоятельную работу. Срок обучения бакалавра 4 года.

Такое образование предусматривает изучение основных дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического, естественнонаучного, обще-профессионального циклов, необходимых для профессиональной деятельности в области энергомашиностроения, и относительно небольшого числа специальных дисциплин по ДВС.

Дальнейшее специальное образование можно получить, продолжив обучение в университете или самостоятельно путем накопления знаний по специальности в процессе работы.

Процесс обучения бакалавра-двигателиста направления 13.03.03 "Энергетическое машиностроение" сформирован из следующих блоков, циклов, модулей и дисциплин.

Блоки гуманитарного, социального и экономического циклов, а также блок математического и естественнонаучного циклов структурно содержат базовую часть, вариативную часть (в т.ч. дисциплины по выбору), дисциплины и курсы по выбору. Ниже представлен состав блоков.

Блок гуманитарного, социального и экономического циклов включает следующие дисциплины: философия, история, политология, правоведение, социология, иностранный язык, культурология, основы инженерного творчества, экономика.

Блок математического и естественнонаучного циклов включает следующие дисциплины: высшая математика, спецматематика, физика, химия, теоретическая механика, информатика, экология, информатика.

Кафедрой читаются следующие дисциплины: основы физико-химических процессов в двигателях и энергоустановках, моделирование теплофизических процессов в ДВС, вычислительная техника при моделировании ДВС.

Профессиональный цикл содержит следующие дисциплины: начертательная геометрия, инженерная графика, механика материалов и конструкций, детали машин и основы конструирования, материаловедение, технология конструкционных материалов, метрология, стандартизация и сертификация , электротехника и электроника, механика жидкости и газа, химмотология, автомобили, управление техническими системами, безопасность жизнедеятельности, автомобили.

Кафедрой читаются следующие дисциплины: введение в специальность, термодинамика, устройство автомобильных ДВС; динамика двигателей, теория рабочих процессов поршневых двигателей, конструирование двигателей, форсирование двигателей, системы двигателей, экологическая безопасность двигателей; испытания ДВС, теплотехнические измерения в ДВС, планирование, обработка и анализ эксперимента, техническая эксплуатация ДВС.

Блок практик включает: учебную практику и производственную практику.

Студенты также выполняют курсовые работы: "Расчет рабочего цикла двигателя" и "Разработка методики исследования", а также курсовой проект по ДВС.

С учетом особенностей современного этапа развития страны в учебном плане и рабочих программах дисциплин усилена эксплуатационная подготовка студентов. Они проходят обучение в учебном центре ЗАО "Мерседес-Бенц Рус".

Большое значение уделяется кафедрой научно-исследовательской работе студентов.

В конце III - начале IV курса студенты выбирают направление научной специализации и закрепляются за преподавателями, которые в дальнейшем руководят их научной работой.

Студенты активно участвуют в работе научных групп кафедры. Представление результатов своей работы происходит публично, на научном студенческом семинаре в марте текущего года.

На четвертом курсе на заседании кафедры утверждается тема выпускной бакалаврской работы и выполняют ее под руководством преподавателя кафедры.

Цель бакалаврской работы – оценка качества подготовки выпускника квалификационным требованиям, предъявляемым бакалавру, при решении профессиональных задач проектирования и исследования двигателя внутреннего сгорания.

Бакалаврская работа состоит из двух частей.

  1. Проектирование ДВС.
  2. Исследовательская часть.

В первой части выпускник демонстрирует полученные знания и сформированные умения в области ДВС, при проектировании поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Во второй части выпускник решает научно-исследовательскую задачу – разрабатывает методику исследования, определяет и проводит подготовку средств для его проведения; выполняет расчетный и/или натурный эксперимент, осуществляет анализ полученных результатов и формулирует выводы.

Исследовательская часть выпускной квалификационной работы носит исследовательский характер, в подавляющем большинстве разрабатываются по реальным темам и имеет практическое и научное значение, что постоянно отмечается ГАК. Наиболее интересные работы ГАК рекомендует для участия в ежегодном общеуниверситетском конкурсе выпускных работ, а наиболее способные студенты получают рекомендацию для поступления в магистратуру.

Бакалаврская работа защищается публично перед государственной аттестационной комиссией на итоговой государственной аттестации.

Студенты, успешно защитившие выпускную бакалаврскую работу перед государственной аттестационной комиссией, получают степень бакалавра техники и технологий, дающую право на самостоятельную работу и получают диплом, подтверждающий завершение начального высшего образования.

Дипломированные бакалавры сегодня имеют возможность выбрать один из двух путей продолжения образования в университете: получение квалификации инженера-механика или поступление в магистратуру для получения степени магистра.

Выпуск бакалавров на кафедре начат в 1998 году и с 1999 года по 2012 год выпущено 184 бакалавра.

Магистр по направлению подготовки 13.04.03
«Энергетическое машиностроение»
профиля подготовки «Двигатели внутреннего сгорания»

В магистратуру принимают бакалавров по конкурсу после успешной сдачи ими вступительных экзаменов.

Область профессиональной деятельности магистров, включает: исследование, проектирование и конструирование ДВС и его систем, направленные на создание конкурентоспособной техники на основе современных технологий.

Уровень знаний, полученный магистром, позволяет успешно вести профессиональную деятельность по научно-исследовательскому, проектно-конструкторскому, организационно-управленческому и педагогическому направлениям.

После успешного обучения студенты получают академическую степень магистра по направлению подготовки 13.04.03 «Энергетическое машиностроение» по магистерской программе «Двигатели внутреннего сгорания».

Процесс обучения магистра-двигателиста направления 13.04.03 "Энергетическое машиностроение" сформирован из следующих циклов, модулей и дисциплин.

Общенаучный цикл содержит базовую часть и вариативную часть (в т.ч. дисциплины по выбору). Данный цикл включает следующие дисциплины: технический иностранный язык, философские вопросы технических знаний.

Кафедрой читаются следующие дисциплины: основы научных исследований двигателей внутреннего сгорания (автоматизация и оптимизация эксперимента), компьютерные технологии в науке и производстве

Профессиональный цикл содержит базовую часть и вариативную часть в виде модулей, в которых содержаться дисциплины по выбору: модуль 1 (выбор трёх дисциплин из шести) и модуль 2 (выбор четырёх дисциплин из восьми). Данный цикл включает следующие дисциплины: электрооборудование ДВС, экономика и управление инновационными проектами, инженерная педагогика и элементы психологии.

Кафедрой читаются следующие дисциплины: современные энергетические технологии, современные проблемы науки и производства в двигателестроении, техника экспериментальных исследований ДВС, моделирование рабочих процессов в ДВС, системы питания автомобильных двигателей, методы улучшения экологических характеристик ДВС, работа ДВС на альтернативных топливах, нетрадиционные силовые установки автомобилей.

В учебном плане подготовки магистров предусмотрено большое число дисциплин, из которых студент должен сам выбрать определенное число курсов, представляющих для него наибольший интерес в связи с выбранным направлением специализации и темой диссертации.

Блок Научно-исследовательская работа, Распределённая практика и Педагогическая практика.

В подготовке магистров сделан акцент на проведении ими научно-исследовательской работы в течение процесса обучения, которая продолжается и в период практик. Результатом работы магистранта является магистерская диссертация. Эта квалификационная работа представляет законченный этап теоретического, экспериментального или расчетно-экспериментального исследования.

Цель магистерской диссертации – получение новых знаний теории ДВС или расчетно-экспериментальный анализ известных положений для получения новых выводов и подготовить магистрантов к ведению научной и преподавательской работы.

Задачи магистерской диссертации формируются в соответствии с этапами научно-исследовательской работы: анализ научно-технической документации (отчетов, статей, учебников, монографий и диссертаций) по направлению исследования; разработка методики исследования; подготовка алгоритма и математической модели для расчетно-экспериментального исследования; подготовка экспериментальной установки; проведение исследования; анализ полученных результатов и написание выводов.

Магистерская диссертация защищается публично перед государственной аттестационной комиссией на итоговой государственной аттестации.

Все выпускные магистерские диссертации, выполняемые на кафедре, являются исследовательскими и разрабатываются по реальным темам и имеют практическое и научное значение, что постоянно отмечается ГАК. Наиболее интересные проекты ГАК рекомендует для участия в ежегодном общеуниверситетском конкурсе выпускных работ, а наиболее способные студенты получают рекомендацию для поступления в аспирантуру.

Магистерская подготовка ведется на кафедре с 1998 года. Она осуществляется по индивидуальному плану под непосредственным руководством высококвалифицированных преподавателей - научных консультантов. Первый выпуск магистров состоялся в 2000 году.

Первый прием в магистратуру состоялся в 1998 году и с 2000 году до 2012 включительно кафедрой выпущен 58 магистр. Они обычно поступают в аспирантуру, а затем работают в НИИ и в вузах.

На данный момент времени 7 магистров (1 иностранец) защитили кандидатские диссертации (два магистра из них работают доцентами на кафедре), еще 12 магистров обучалось в аспирантуре, 3 магистра сейчас обучаются в аспирантуре.

 

С 2000 года по 2012 год кафедрой выпущено 165 инженеров.