ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Бакалавриат

Бакалавр подготовлен к научно-исследовательскому, проектно-конструкторскому, монтажно-наладочному и сервисно-эксплуатационному видам профессиональной деятельности.

Уровень подготовки бакалавра позволяет выполнять работы по: разработке и конструированию двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и их систем с использованием современных технических средств и информационных технологий; анализу научной и технической информации по ДВС; исследованию рабочих процессов ДВС; испытанию и стандартизации ДВС; эксплуатации и ремонту ДВС.

Подготовка бакалавра - это начальная ступень законченного высшего образования, дающего право на самостоятельную работу. Срок обучения бакалавра 4 года.

Такое образование предусматривает изучение основных дисциплин гуманитарного, социально-экономического, математического, естественнонаучного, обще-профессионального циклов, необходимых для профессиональной деятельности в области энергомашиностроения, и относительно небольшого числа специальных дисциплин по ДВС.

Дальнейшее специальное образование можно получить, продолжив обучение в университете или самостоятельно путем накопления знаний по специальности в процессе работы.

Кафедра готовит бакалавров по направлению подготовки 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» профиля подготовки «Двигатели внутреннего сгорания». Бакалавры, выпускаемые кафедрой, ориентированы на дальнейшую работу в области автомобильных и тракторных двигателей.

Преподаватели кафедры читают студентам общетехнические дисциплины: "Техническая термодинамика и основы тепло-массообмена", "Газовая динамика", "Основы инженерных исследований", "Теплотехнические измерения" и ряд специальных дисциплин, в частности: "Теория рабочих процессов ДВС", "Конструирование и расчет двигателей", "Основы теории надежности и диагностики ДВС", а также другие (Подробнее смотрите Учебный план).

Студенты выполняют курсовые работы: "Расчет рабочего цикла двигателя" и "Разработка методики исследования", а также курсовой проект по ДВС.

На четвертом курсе студенты выбирают тему выпускной бакалаврской работы и выполняют ее под руководством преподавателя кафедры.

Цель бакалаврской работы – оценка качества подготовки выпускника квалификационным требованиям, предъявляемым бакалавру, при решении профессиональных задач проектирования и исследования двигателя внутреннего сгорания.

Бакалаврская работа состоит из двух частей.

  1. Проектирование ДВС.
  2. Исследовательская часть.

В первой части выпускник демонстрирует полученные знания и сформированные умения в области ДВС, при проектировании поршневого двигателя внутреннего сгорания.

Во второй части выпускник решает научно-исследовательскую задачу – разрабатывает методику исследования, определяет и проводит подготовку средств для его проведения; выполняет расчетный и/или натурный эксперимент, осуществляет анализ полученных результатов и формулирует выводы.

Выполняя бакалаврскую работу, студент демонстрирует:

  • знания рабочих процессов и показателей работы ДВС; принципов проектирования, исследования ДВС; технологии изготовления и сборки двигателей; методов измерения параметров и испытания ДВС и его систем; особенностей сервисно-эксплуатационного обслуживания;
  • умения работать с технической литературой, научно - техническими отчетами, справочниками и другими информационными источниками на бумажных и электронных носителях, проводить на их базе анализ по тематике исследования; оформлять конструкторскую и научно-исследовательскую документацию, в соответствии с действующими требованиями и стандартами; применять компьютерную графику;
  • готовность участвовать в испытаниях двигателей и их систем по заданной программе;
  • способность принимать и обосновывать конкретные технические решения; выполнять численные и экспериментальные исследования, проводить обработку и анализ результатов; оформлять и докладывать результаты выполненной работы.

Студенты, успешно защитившие выпускную бакалаврскую работу перед Государственной Аттестационной Комиссией, получают степень бакалавра техники и технологий, дающую право на самостоятельную работу, и диплом, подтверждающий завершение начального высшего образования.

Дипломированные бакалавры имеют возможность выбрать один из двух путей продолжения образования в университете: получение квалификации инженера-механика или поступления в магистратуру для получения степени магистра.

 

Бакалавр по направлению подготовки 13.03.03 «Энергетическое машиностроение» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

сбор и предварительный анализ исходных данных для конструирования;

расчет и конструирование деталей и узлов в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования и учетом технологии изготовления;

разработка рабочей технической документации, оформление законченных конструкторских работ;

контроль соответствия технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

научно-исследовательская деятельность:

изучение научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

проведение расчетных и численных экспериментов по разработанному алгоритму с применением стандартного программного обеспечения;

проведение экспериментов по утвержденной методике, составление описания проводимых исследований, анализ и обобщение результатов;

подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

организация защиты объектов интеллектуальной собственности;

производственно-технологическая деятельность:

контроль за соблюдением технологической дисциплины;

контроль за обслуживанием технологического оборудования;

организация метрологического обеспечения технологических процессов, использование типовых методов контроля качества выпускаемой продукции;

контроль за соблюдением экологической безопасности и техники безопасности;

участие во внедрении результатов исследований и разработок;

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельность:

наладка и опытная проверка оборудования и программных средств;

монтаж, наладка, испытания и сдача в эксплуатацию объектов профессиональной деятельности;

эксплуатация и обслуживание объектов профессиональной деятельности;

проверка технического состояния объектов профессиональной деятельности, организация профилактических осмотров и текущего ремонта;

приемка и освоение вводимого оборудования;

составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на ремонт;

организационно-управленческая деятельность:

составление технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование и т.п.), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

выполнение работ по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

организация работы малых коллективов исполнителей;

подготовка исходных данных для выбора и обоснования научно-технических решений на основе экономического анализа;

разработка оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

проведение анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений.

 

Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата

Выпускник  должен обладать следующими  общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке: умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; готовностью к использованию одного из иностранных языков (ОК-2);

готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

способностью и готовностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса и определять место человека в историческом процессе, политической организации общества, анализировать политические события и тенденции, ответственно участвовать в политической жизни (ОК-5);

способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6);

готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8);

способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению (ОК-9);

способностью научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, готовностью использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-10);

способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, использовать компьютер как средство работы с информацией (ОК-11);

способностью и готовностью к практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);

способностью и готовностью понимать роль искусства, стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);

способностью и готовностью понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-15);

способностью самостоятельно, методически правильно использовать методы физического воспитания и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16).

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

способностью и готовностью использовать информационные технологии, в том числе современные средства компьютерной графики в своей предметной области (ПК-1);

способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных дисциплин и готовностью использовать основные законы в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-2);

готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (ПК-3);

способностью и готовностью использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4);

владением основными методами защиты производственного персонала и населения от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-5);

способностью и готовностью анализировать научно-техническую информацию, изучать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-6);

способностью формировать законченное представление о принятых решениях и полученных результатах в виде отчета с его публикацией (публичной защитой) (ПК-7);

для проектно-конструкторской деятельности:

способностью и готовностью применять методы графического представления объектов энергетического машиностроения, схем и систем (ПК-8);

способностью к конструкторской деятельности в профессиональной сфере (ПК-9);

способностью принимать и обосновывать конкретные технические решения при создании объектов энергетического машиностроения (ПК-10);

способностью и готовностью представлять техническую документацию в соответствии с требованиями ЕСКД (ПК-11);

способностью демонстрировать знание теоретических основ рабочих процессов в энергетических машинах, аппаратах и установках (ПК-12);

способностью и готовностью осваивать техническую документацию и осуществлять проектно-конструкторскую деятельность в соответствии с техническим заданием в области профессиональной деятельности (ПК-13);

для научно-исследовательской деятельности:

способностью выполнять численные и экспериментальные исследования, проводить обработку и анализ результатов (ПК-14);

готовностью участвовать в испытаниях объектов профессиональной деятельности по заданной программе (ПК-15);

для производственно-технологической деятельности:

готовностью выполнять в практической деятельности правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда (ПК-16);

способностью и готовностью к освоению новых технологических процессов и новых видов технологического оборудования (ПК-17);

для монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности:

способностью и готовностью использовать технические средства для измерения основных параметров объектов деятельности (ПК-18);

способностью и готовностью проводить анализ работы объектов профессиональной деятельности (ПК-19);

способностью и готовностью к освоению новых типов оборудования (ПК-20);

способностью и готовностью осуществлять монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные работы на объектах профессиональной деятельности после непродолжительной профессиональной адаптации (ПК-21);

для организационно-управленческой деятельности:

способностью применять элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-22);

готовностью соблюдать и обеспечивать соблюдение производственной и трудовой дисциплины (ПК-23);

готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-24).