ИОК ДВС версии 2.0

AVL

 

 

Хачиян Алексей Сергеевич

Алексей Сергеевич Хачиян родился 11 сентября 1928 г. в семье сельских учителей в селе Гадрут Нагорно-карабахской автономной области (НКАО) Азербайджанской ССР. Закончив Азербайджанский индустриальный институт, он поступил в аспирантуру МАДИ и защитил здесь кандидатскую диссертацию под руководством известного советского ученого члена-корреспондента Академии наук СССР Николая Романовича Брилинга.

С 1952 г. А.С.Хачиян успешно работал в ОКБ НАМИ под руководством Н.Р. Брилинга, принимал активное участие в создании семейства дизелей ДБ, конструкция которых на несколько десятков лет опередила западные проекты. Здесь началось его профессиональное сотрудничество и зародилась большая человеческая дружба с В.Н. Луканиным, В.Е. Кузнецовым, В.Ф. Водейко, В.К. Чичинадзе, которые в дальнейшем также, как и А.С.Хачиян, стали работать МАДИ. Эти теплые отношения сохранялись до самого конца жизни. Были разработаны, изготовлены, и успешно испытаны несколько дизелей с разным числом и расположением цилиндров. К сожалению, по независящим от разработчиков причинам дизель ДБ не был принят к массовому производству и лишь теперь многие решения, найденные и апробированные на этих двигателях, широко применяются в отечественном и мировом дизелестроении.

В 1959 А.С.Хачиян году был приглашен на работу во ВНИИГАЗ Газпрома СССР, где возглавил работы по созданию на базе дизель-генератора полностью автоматизированного двигатель-генераторного агрегата с газовым двигателем мощностью 80 л.с. Он прошел необходимые испытания и был принят в производство на дизелестроительном заводе в г. Б.Токмак.

С 1963 г. А.С.Хачиян начал работать в МАДИ, где помимо преподавательской деятельности возглавлял две научные группы, которые проводили исследовательские работы по широкому кругу вопросов в областях впрыскивания и распыливания топлива, смесеобразования, тепловыделения, регулирования частоты вращения, наддува, тепловой напряженности деталей дизелей. Эти исследования выполнялись в рамках госбюджетных и хоздоговорных работ при сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями НАМИ, НАТИ, НИИД, заводами ЯМЗ, КамАЗ, ЗиЛ и другими, где внедрены многие результаты этих работ. Под руководством А.С. Хачияна была создана и доведена до рабочего состояния одна из первых электронных систем впрыскивания дизельного топлива высокого давления, известная в наши дни под названием «Common Rail».

А.С.Хачиян известен как ведущий ученый в области двигателей внутреннего сгорания, руководитель направлений исследований, создатель своей школы в области рабочих процессов дизелей и двигателей, питаемых природным газом, получивший, заслуженное признание на автомобильных заводах и в научно исследовательских учреждениях в нашей стране и за рубежом. Многие результаты выполненных под его руководством работ внедрены в конструкции выпускаемых двигателей, а печатные труды цитируются в современных публикациях.

В 90-е годы, когда страна и наука находились в крайне тяжелых условиях, под руководством А.С.Хачияна на полигоне МАДИ была создана лаборатория по исследованию газовых двигателей, где он возглавил научную группу, занимающуюся переводом дизелей на работу на природном газе. Здесь был успешно конвертирован и испытан ряд двигателей, работающих по чисто газовому и газодизельному циклам. Несколько двигателей в течение многих лет эксплуатировались на больших городских автобусах. В этих работах большую помощь оказали друзья А.С.Хачияна по ОКБ НАМИ В.Н. Луканин, В.Ф. Водейко и В.Е.Кузнецов.

Под руководством А.С Хачияна был разработан программный комплекс по расчету рабочих процессов дизелей и двигателей, работающих на природном газе, который широко применяется в учебном процессе и научно-исследовательских работах, проводимых на кафедре.

Являясь одним из старейших преподавателей кафедры, Алексей Сергеевич до последних дней активно работал, в частности, являлся научным руководителем комплекса работ, выполняемых в рамках государственной целевой программы по созданию двигателей, питаемых природным газом.

За время своей преподавательской и научной деятельности А.С.Хачиян, подготовил бесчисленное число студентов, стажеров, под его руководством защитили кандидатские диссертации почти два десятка отечественных и зарубежных аспирантов. Практически все они, пройдя школу Алексея Сергеевича, быстро стали ведущими работниками предприятий, научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений в нашей стране и по всему миру.

А.С.Хачиян неоднократно представляя нашу страну и МАДИ на международных научных конференциях за рубежом, а также выезжал в три длительные командировки в Индию, в том числе и как эксперт ЮНЕСКО и ЮНИДО. За первую командировку, в процессе которой обучал преподавателей и аспирантов в Бомбейском Техническом Университете, он был награжден медалью «За трудовую доблесть».

А.С.Хачиян является автором и соавтором 7 монографий, 5 учебников для ВУЗов, большого числа учебных пособий и методических указаний. Им получено 25 авторских свидетельств, патентов, свидетельств о полезной моделях, а также опубликовано более 160 статей.

Алексей Сергеевич принял активное участие в написании трехтомного учебника «Двигатели внутреннего сгорания», являющегося компонентом Интегрированного обучающего комплекса «ДВС». За эту работу он в составе авторского коллектива кафедры «Теплотехника и автотракторные двигателя» был удостоен в 1999 г. премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

А.С.Хачиян был великолепным организатором, умеющим решать самые сложные и разнообразные проблемы, которые неизбежно возникают при проведении экспериментальных исследований двигателей. О его невероятной работоспособности, научной добросовестности, широкой эрудиции, ходят легенды. При этом все, кому посчастливилось работать с Алексеем Сергеевичем, запомнили его высочайшую интеллигентность и доброжелательно-уважительном отношении к людям, готовность всегда прийти на помощь как коллегам, так и простым студентам.

Алексей Сергеевич Хачиян скончался 20 марта 2016 года.